Строительство Сочинского государственного театра. Сочинскому театру 85 лет.
В 1930-х гг. началась знаменитая генеральная реконструкция города Сочи. Государством выделялись огромные деньги для строительства образцового социалистического курорта, который не уступал бы лучшим зарубежным. Для советских граждан были построены санатории-дворцы, такие как Рабоче-крестьянской Красной Армии, имени Ворошилова и Орджоникидзе, а также Дом Уполномоченного Центрального исполнительного комитета СССР, ставший впоследствии - Художественный музей города Сочи. Кроме этого, в этот период была построена знаменитая башня на горе Большой Ахун. Все эти объекты давно стали визитной карточкой города Сочи. Также следует выделить отдельно здание Сочинского государственного театра, о строительстве которого и пойдет речь в данной статье.
Жесткие требования в архитектурном оформлении были предъявлены всему санаторно-курортному комплексу Сочи-Мацеста. Гости курорта должны были по достоинству оценить внешний вид и внутреннее убранство зданий, расположенных в наиболее посещаемых частях города. Несомненно, сочинский театр – проект архитектора Чернопятова, справился с нелегкой задачей на отличную оценку.
Решение о строительстве объекта, сметная стоимость которого зашкалила за пять годовых бюджетов всего города Сочи начала 1930-х годов, принималось на правительственном уровне. Известно, что существовало несколько проектов театра. Наиболее удачным было признано решение уже известного архитектора Чернопятова. К 10 апреля 1934 года Чернопятов представил эскизный проект, который был утвержден секретарем ЦИК СССР Енукидзе. Архитектору было поручено разработать технический проект при консультации академика архитектуры Жолтовского.
В Москве 8 августа 1934 г. состоялось совещание у исполняющего обязанности Наркома Коммунального хозяйства РСФСР И.И. Нейбаха, с участием представителей десятка организаций и первым Уполномоченным ЦИК СССР по курорту Сочи-Мацеста А.Д. Метелевым. По его результатам была образована проектная мастерская во главе с Чернопятовым для архитектурной разработки театра. Кроме того, поручалось командировать группу специалистов для решения вопросов, связанных со строительством, заключения договоров и организации работ. Финансирование «пробивал» Метелев, а это 1,5 млн. руб. только на подготовительные работы. Тем же пунктом устанавливалось, что строительство возлагалось на Госгражданстрой.
Земельный участок был выбран между ул. Орджоникидзе до реки Верещагинки, улицей Пограничной (в настоящее время Театральная) до моря, рекой Верещагинкой и берегом моря общей площадью 15 га. Официально отвод земли был закреплен решением Президиума Сочинского горсовета 7 ноября 1935 г. Однако еще в ноябре-декабре 1934 г. площадка была исследована Сочинским отделением Крайводмелиостроя. Предстояло решить крайне сложную задачу. Со стороны моря площадка была ограничена обрывистым склоном с «сильно развитыми оползнями», как говорилось в заключении. Требовалось выполнить обязательный комплекс противооползневых работ, проект которого был оперативно подготовлен в том же, 1934 г. Данная проблема была успешно решена только в 1938 г., когда устройства глубоких дренажей прорезали участок на большую глубину, тем самым собирая грунтовые воды. Также были установлены подпорные стенки, чтобы море во время шторма не съедало пласты.
В 1935 году был утвержден рабочий проект театра, который разрабатывался проектной мастерской Управления Уполномоченного ЦИК СССР под руководством Чернопятова с участием архитектора Зварковского при консультации академика архитектуры Щуко и профессора Гельфрейха. По замыслу Чернопятова, театр был спроектирован таким образом, чтобы он стал перпендикулярно к трассе и к морю. Это давало зданию освещение с трех сторон. Кроме того, строительная площадка располагалась в полосе парков, следовательно, театр ближе относился к ним, а не к трассе.
Строительные работы начались в сентябре 1935 г. Ход строительства курировал лично Уполномоченный ЦИК СССР А.Д. Метелев. Любопытно, что по его инициативе были внесены изменения в проект, которые не были ни согласованы, ни утверждены ЦИК СССР. Так, была изменена форма зрительного зала с прямоугольного на полукруглый, что дало уменьшение количества мест.
16 июня 1937 г. вышло предложение Совета народных комиссаров СССР (так в документах) за № 506-5 «О передаче законченного строительством Сочинского театра в непосредственное ведение Комитета по делам искусств при СНК СССР». Иными словами, была сформирована правительственная комиссия по приемке театра (официально была образована Постановлением Президиума ЦИК СССР 07.10.1937).
Дата ввода театра в эксплуатацию была определена на 7 ноября 1937 г. – к 20-й годовщине Октябрьской революции. Однако правительственная комиссия вынесла заключение о невозможности его ввода в эксплуатацию по причине незавершенности строительных работ. Вместе с тем комиссией было признано удачным архитектурное решение здания. В заключении говорилось, что «общая композиция… задумана четко и просто, что является большим достоинством проекта и дает возможность легкой ориентации в здании». Некоторые замечания не портили общей картины, с которыми Чернопятов не согласился. Досталось и уже репрессированному в это время Метелеву. Как уже упоминалось, именно он был инициатором некоторых отступлений от проекта. Комиссия отметила, что изменения вносились простым распоряжением бывшего Уполномоченного ЦИК СССР, несмотря на протесты, но все же главное замечание заключалось в оформлении территории. Принимая во внимание оползневый характер участка, на котором располагалось здание театра, комиссия потребовала немедленно приступить к работам по укреплению берега.
Через полгода основные работы были завершены и 21 мая 1938 г. был подписан акт приема-передачи законченного строительством Сочинского государственного театра.
В документах Управления Уполномоченного ЦИК СССР дана высокая оценка качеству выполненных работ: «Здание объемом 96 тыс. м³, роскошно отделанное и внешне безукоризненно оформленное, стоит 11,2 млн. руб.». Добавим, что весь комплекс сложнейших работ был выполнен менее чем за 3 года.
Сочинский государственный театр был построен в те годы по последнему слову техники. Проект архитектора Чернопятова был по достоинству оценен не только правительственной комиссией, но и жителями, гостями курорта, творческими коллективами, выступавшими на его сцене. Несмотря на 85-летний юбилей, театр и сейчас является одним из центров культурной жизни города-курорта Сочи.
Статья подготовлена на материалах Сочинского городского архива.
Начальник отдела информационно-поисковых систем и использования документов МКУ «Архив г. Сочи» В.В. Казуров.